Каждая компания, вступающая в СРО, осуществляет следующие выплаты:
- вступительный взнос;
- компенсационный взнос.
В некоторых СРО обязательным условием вступления также является приобретение полиса страхования гражданской ответственности. Полис необходим для покрытия возможного вреда, причиненного вследствие недостатков выполнения строительных работ, которые могут повлиять на безопасность строительных объектов. После вступления члены СРО обязаны регулярно уплачивать членские взносы.
Расходы, понесенные в связи с выплатой всех перечисленных сумм, так же, как и прочие, требуют отражения в бухгалтерской и налоговой документации предприятия. Несмотря на то, что в российском законодательстве отсутствуют прямые нормы, устанавливающие порядок признания данных расходов, в бухгалтерской и налоговой практике существуют некоторые общие принципы учета расходов по СРО.
Как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет взносов в СРО?
Вступление в СРО и уплата взносов осуществляются организацией для получения допуска на работы по строительству, проектированию и проведению инженерных изысканий, без которого она не может производить свою деятельность. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 264, п. 29), а также Письмом Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/292, расходы на уплату взносов и иных обязательных платежей, являющиеся необходимым условием осуществления деятельности налогоплательщика, учитываются в числе прочих расходов, понесенных в связи с производством и реализацией.
Таким образом, поскольку уплата взносов в саморегулируемую организацию является обязательной для осуществления предприятием своей деятельности, данные выплаты учитываются как прочие расходы, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль.
Сроки признания указанных расходов организация вправе устанавливать самостоятельно. Вступительный и компенсационный взносы в СРО могут быть признаны единовременно, если это не повлечет за собой серьезных убытков для компании. Если же ее финансовое положение недостаточно устойчиво для единоразового учета таких расходов, то и при налогообложении, и при бухгалтерском учете организация вправе учитывать расходы постепенно, через равномерные интервалы на протяжении периода, указанного в ее учетной политике.
При этом признание расходов на выплату взносов может быть совершено не только на дату их фактической уплаты, но также раньше или позже этой даты. При признании расходов до даты их фактического совершения возникнет кредиторская задолженность, а в случае их учета после данной даты — расходы будущих периодов.При этом неважно, в какой форме уплачивается взнос в компенсационный фонд: единой суммой или по частям.
Документальное подтверждение расходов по взносам в СРО
Для осуществления надлежащего бухгалтерского учета расходы, понесенные на уплату взносов в СРО, должны быть подтверждены соответствующими документами.
Такими документами являются:
- протокол общего собрания организаций-членов СРО, содержащий решение об утверждении размеров членских взносов;
- копия свидетельства о членстве организации в СРО (либо допуска СРО);
- платежные поручения, свидетельствующие о перечислении взносов в СРО.
Следует помнить, что саморегулируемая организация является некоммерческой и не оказывает члену услуг, поэтому при оформлении свидетельства о допуске СРО не выдаются договоры, акты или счета-фактуры.