Госдума окончательно определила понятие политической деятельности для некоммерческих организаций. Участники рынка бьют тревогу: принятые поправки могут существенно осложнить работу СРО, в особенности в сфере финансового рынка.
Напомним, что 20 мая Госдума во втором и третьем чтениях одобрила принятие поправок, уточняющих понятие «политической деятельности» для некоммерческих организаций. Этот термин появился в законе о НКО еще в 2012 году. С тех пор объединения, ведущие политическую деятельность и получающие финансирование из-за рубежа, должны официально получить статус иностранного агента. Для проигнорировавших данное требование организаций предусмотрены административные и уголовные санкции. За это время в реестр Минюста попали 127 НКО.
На фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о необходимости конкретизировать понятие политической деятельности. Поправки к закону о НКО, разработанные Минюстом, были вынесены на рассмотрение Госдумой в конце февраля. В результате, трактовка понятия стала еще более широкой. Теперь политической признается деятельность, оказывающая влияние на выработку и реализацию госполитики, формирование госорганов, включая местное самоуправление, а также их решения и действия. Законом также оговариваются методы ее осуществления — митинги, шествия, демонстрации, организация дебатов и дискуссий на политические и общественно значимые темы.
Первоначальный текст законопроекта вызвал немало критики со стороны благотворительных фондов и всего некоммерческого сообщества. В окончательном виде закон исключил из «политического» перечня деятельность в сфере здравоохранения, науки, культуры, искусства, социального обслуживания и поддержки граждан, благотворительную деятельность и ряд других социально значимых направлений.
По-прежнему под вопросом остается деятельность саморегулируемых организаций. Больше всего попасть под действие закона об иностранных агентах опасаются СРО финансового рынка. Однако и прочие нацобъединения, включая строителей, проектировщиков и изыскателей, обеспокоены сложившимся положением дел. Дело в том, что многие компании с иностранными инвестициями входят в состав крупных СРО. Будут ли их членские взносы считаться «финансированием из-за рубежа»? Кроме того, по ряду формальных признаков деятельность саморегулируемых организаций может быть отнесена к политическому полю. Например, активное участие НОСТРОЙ и НОПРИЗ в принятии важных для отрасли решений, а также получение ими взносов от зарубежных строительных компаний.
Того же сегодня опасаются и СРО финансового рынка. Присвоение статуса иностранного агента грозит организации ростом издержек в виде дополнительной отчетности, пристальным вниманием со стороны властей и Минюста к своей деятельности.
Глава комитета по конституционному законодательству, один из авторов проекта, Владимир Плигин отмечает: в отношении СРО есть значительный элемент саморегулирования, поэтому рассматриваться каждый случай должен отдельно через призму такого регулирования.
Отметим, что ранее уже предпринимались попытки привлечь такие организации к ответственности за неподачу сведений в реестр Минюста о НКО, выполняющих функции иностранного агента. По данным пресс-службы НОСТРОЙ, СРО «КубаньСтройИзыскания», в состав которой входит иностранная организация, в 2015 году пытались привлечь к административной ответственности за неподачу сведений в Минюст. Местный суд, правда, вынес решение о прекращении судопроизводства, ссылаясь на ст. 19.34 КоАП РФ. Тем не менее, Управление Минюста по Краснодарскому краю пыталось его обжаловать. И только в конце марта 2015 года Октябрьский райсуд повторно подтвердил ранее вынесенное решении об отсутствии оснований для привлечения СРО «КубаньСтройИзыскания» к ответственности.
Чем обернется для саморегулируемых организаций принятие нового закона — покажет правоприменительная практика.